Мазуры — сказочная страна озер

Мазуры — это слово хранит в себе какую-то тайну, загадку, средневековое очарование. И вот нынешним летом наш бессменный руководитель Ирина Александровна Эрдман предложила нам познакомиться с этим регионом Польши.Благодаря поддержке Генерального Консульства Республики Польша в Харькове был организован детский лагерь, к которому присоединилась группа взрослых членов Общества Польской Культуры «Полония».В проекте участвовало 23 человека.

Как всегда, добравшись до Львова, мы последовали в Варшаву и далее в город Гижицко, который и был целью нашего путешестваия. Примерно через час езды от Варшавы нам по пути стали попадатьтся озера, причем их размеры и количество становились все больше и больше. А в Гижицко перед нами раскрылось невероятное по размерам и красоте озеро Негоцин. Я никогда в жизни не видела одновременно такого количества яхт, катеров, парусников, байдарок, катамаранов и прочего водного транспорта. А рядом с ними спокойно курсируют лебеди и утки. Жили мы в замечательном месте — 3 минуты ходьбы до озера, рядом все вокзалы, центральная улица, парк с развлечениями, радушные хозяева и отличная польская кухня — что может быть лучше?

Программа нашего пребывания на Мазурах была настолько насыщенной, что моя новая подруга Юля Новицкая сказала: «Пани Валентина, надо было все записывать, потому что запомнить невозможно!» И действительно, в первый же день мы с утра ознакомились с озером и пляжем, а после обеда отправились на экскурсию в средневековую крепость Боен. Крепость расположена в лесу на довольно большой территории, сохранились многие постройки, крепостной вал, пекарня, водонапорные сооружения, конюшни, а в самом большом здании находится музей истории города Гижицко. На следующий день мы совершили прогулку на катере по местным озерам и каналам, причем я сбилась с их количества. Что интересно, все проезжающие на встречных катерах и яхтах, да и просто сидящие на лавочках люди приветствовали нас, такая распологающая обстановка. А плыли мы среди кувшинок и водяных лилий — полный восторг!

Сам город Гижицко — смесь старых, еще 19-го века, и новых построек. Но новые строения полностью повторяют старинный стиль города, не нарушая его архитектуры, а старые здания выглядят так, вроде бы их только вчера отремонтировали. В городе расположены множество храмов различных вероисповеданий, обзорная башня, фонтаны, парки; современный мост, в стиле модерн, оборудованный подъемным лифтом, ведет из центра прямо на пляж.

В близлежащих городках и поселках масса исторических мест, музеев, развлечений. Охватить все невозможно, поэтому желающие отправились в соседний городок Рын, где проводились костюмированные средневековые рыцарские бои — захватывающее зрелище для наших детей. В поселке Венгожево два дня длилась международная ярмарка народного творчества, на которую съехались Россия, Литва, Украина, Белорусь и Польша. Целый день на сцене выступали народные коллективы в ярких национальных костюмах, под их песни можно было отведать украинского сала, польской медовухи, литовского хлеба, русских блинов. А народные умельцы — ткачи, кузнецы, гончары — демонстрировали свое искусство гостям ярмарки.

Как и во всех предыдущих поездках, мы побывали с экскурсией в соседнем государстве — на этот раз это была Литва. По пути в Вильнюс заехали в Тракай. Знаменитый Тракайский замок дышит средневековьем, расположен на острове и окружен красивыми озерами с поразительно чистой водой. В самом Тракае, как оказалось, со времен царицы Екатерины живет большое поселение караимов (крымских татар). Поэтому всем предлагают отведать татарских пирожков (что-то наподобие самсы). Мы, конечно, их тоже попробовали.

И вот Вильнюс — страна янтаря. Такого его количества я даже не представляла. Черный, медовый, солнечно-прозрачный, в украшениях, сувенирах, картинах, даже сувенирные магниты усыпаны осколками янтаря. А вообще Вильнюс — город противоречивый. Бело-золотая старинная часть города чем-то напоминает маленькую Вену, здесь сосредоточено большое колличество храмов, церквей, костелов. А кафедральный собор из белоснежного мрамора с величественными колоннами вызывает ассоциацию с древним Римом. Чуть дальше от цента расположены суперсовременные высотные здания — местный Манхэттен. И совсем рядом — здания в стиле социалистического прошлого. А люди в Вильнюсе — доброжелательные, все говорят на русском и с удовольствием помогают туристам. К вечеру мы вернулись домой — Польша все-таки роднее.

И, конечно же, мы посетили Ольштын — столицу Варминско — Мазурского воеводства. Этот город имеет свой особенный, ближе к фламандскому, стиль и совершенно отличается от Варшавы, Кракова, Вроцлава. В старом центре дома напоминают сказки Андерсена. А вот соборы очень высокие, с улетающими в небо шпилями. Как выяснилось, в свое время наместником города Ольштын был Николай Коперник, и возле его памятника, естественно, каждый из нас сфотографировался.

Конечно же наши женщины нашли время и для посещения магазинов города Гижицко. Эту процедуру мы совместили с дегустацией вкуснейших польских десертов в местных кондитерских.

Мы успели побывать в отеле «Тайты», где самые отважные прошли по трассе канатного парка. Старшие дети во главе с Леонидом Эдуардовичем покорили более сложный маршрут, а мы с Юлей сопровождали младших детей на трассе попроще, хотя вопрос спорный — кто кого сопровождал. В выходные дни в городе над озером прошло грандиозное аэрошоу, в котором польские летчики продемонстрировали мастерство высшего пилотажа.

Вечером в воскресенье в евангелистском храме в рамках всепольского фестиваля состоялся концерт классической и органной музыки, который мы, естественно, посетили. Для меня стало открытием необычное сочетание саксофона и аккордеона при исполнении классических произведений. А каково было наше удивление, когда после исполнения сильнейших духовных органных произведений на поклон спустился молоденький парнишка — студент третьего курса Санкт-Пегербуржской консерватории — настолько талантливый, что уже приглашен на гастроли по Польше. После концерта мы еще немного прогулялись по вечернему городу, вернулись домой и думали, что воскресная программа закончена, но не тут то было — в парке начался красивейший фейерверк!

В последний вечер нашего отдыха все собрались, чтобы послушать пение наших детей — Иры Ярочкиной и Егора Циферова, которые являются лауреатами и победителями международных конкурсов вокального мастерства. Вот такие у нас таланты!

Одним словом, сидеть на месте было некогда. Кроме всего прочего, мы смотрели, как разводят и сводят старинный мост на канале, желающие посетили крытый бассейн с горками и сауной. И еще под руководством Ирины Александровны мы выучили три морские песни( шанты) на польском языке. Ну, если честно, то две — на третью просто не хватило времени.